Предлагаем вниманию читателей краткую сравнительную характеристику содержания двух законопроектов. линии сравнения законопроект Минобрнауки законопроект ОДВ–КПРФ примечания
1. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование. Нормы отсутствуют. Не менее 7% от объема ВВП в РФ. В настоящее время, по данным Общественной палаты РФ, составляет около 3,5%; в СССР в 1970 г., по данным Мирового банка, составляла 7%. В странах, осуществляющих модернизацию, как правило, составляет 7% и более.
2. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование. Нормы отсутствуют. Не менее 5% от расходной части федерального бюджета. В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. должна была составлять не менее 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ этот показатель требует повышения.
3. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений. Подушевое финансирование. Нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества обучающихся, а остальные средства – по подушевому принципу. Опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается.
4. Бюджетное финансирование негосударственных образовательных учреждений. Предполагается осуществлять исключительно на основе государственных заданий. Затраты родителей на обучение детей в негосударственной школе должны финансироваться по нормативам, установленным для государственных школ; аккредитованные негосударственные профессиональные образовательные учреждения финансируются на основе государственных заданий. По государственным нормативам существовала в законах «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и была отменена ФЗ № 122 от 22.08.2004 («о монетизации»). Это привело к сокращению части школ (в т.ч. православных), где обучались дети из семей с низкими и средними доходами (в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья). На практике предложенная правительством в законопроекте норма приведет к выделению средств по остаточному принципу лишь некоторым из негосударственных образовательных учреждений.
5. Налогообложение образовательной деятельности. Нормы отсутствуют, предусматривается лишь компенсация выплаченных сумм налога на имущество и земельного налога для государственных и муниципальных образовательных учреждений из соответствующих бюджетов. В части доходов, направляемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в том числе негосударственном), оно освобождается от всех налогов и платежей. Законопроект ОДВ-КПРФ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений.
6. Образовательное кредитование. Предусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); конкретные нормы предполагается включить в государственную программу образовательного кредитования, которая должна утверждаться правительством. Предусматривает возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения кредита – не менее 20 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее пяти прожиточных минимумов в субъекте РФ, где проживает выпускник. В случае отъезда гражданина на постоянное место жительства за рубеж кредит возвращается полностью до отъезда. С учетом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США).
7. Структура государственных образовательных стандартов. Включает требования к структуре основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ. Включает требования к содержанию основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ, предельный объем нагрузки обучающихся. В настоящее время содержание образования стандартом не регулируется, что уничтожает сам смысл стандарта и приводит к падению качества образования. Законопроект ОДВ-КПРФ возвращает содержание образования в стандарт в качестве его центрального элемента.
8. Государственная информационно-образовательная политика. Нормы отсутствуют. Российская Федерация, субъекты РФ создают электронные СМИ, специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Негосударственные электронные СМИ, реализующие образовательные программы для населения, вправе пользоваться поддержкой государства, в том числе грантами и налоговыми льготами. Одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, - явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе.
9. Информационные, телекоммуникационные и (или) электронные образовательные технологии. Предполагается создание информационных ресурсов в образовательных учреждениях; однако допускается использование лишь дистанционных образовательных технологий, причем в весьма ограниченных пределах. Обеспечивает возможность использования информационных, телекоммуникационных и (или) электронных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе применительно к дистанционному обучению. Предполагает принятие государственной программы развития электронного обучения и информационных образовательных технологий, включая:
- бесплатный ноутбук – каждому студенту из семей с доходом ниже двух прожиточных минимумов по РФ в целом, а также из числа инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей;
- дешевый и высокоскоростной Интернет – каждому обучающемуся. В высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Президента Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается. В настоящее время развитие ИКТ в образовании искусственно сдерживается существующим законодательством, причем законопроект Минобрнауки усиливает эту тенденцию.
10. Уровень зарплаты педагогических работников. Нормы отсутствуют. Средние ставки педагогических работников образовательных учреждений устанавливаются выше средней заработной платы в промышленных производствах. Нормы соответствуют закону РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и задачам развития человеческого потенциала страны.
11. Зарплата мастеров производственного обучения в системе начального профессионального образования. Нормы отсутствуют. Устанавливается на уровне работников аналогичной квалификации в соответствующих отраслях хозяйства данного региона. Законопроект ОДВ-КПРФ соответствует требованиям Ассоциации директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Существующая диспропорция в оплате труда производственников и мастеров производственного обучения не позволяет образовательным учреждениям подбирать и сохранять высококвалифицированных специалистов для подготовки высококвалифицированных рабочих.
12. Зарплата преподавателей ссузов. Нормы отсутствуют. Средние ставки педагогических работников устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты в промышленных производствах. Более высокая оплата труда по сравнению со средней по системе образования связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников.
13. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов. Нормы отсутствуют. Средние ставки педагогических работников устанавливаются на уровне не ниже двух средних заработных плат в промышленных производствах. Норма в основном соответствует законам РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и связана с особенно высокими требованиями к квалификации труда.
14. Пенсионное обеспечение и иные социальные гарантии для педагогических работников. Нормы практически отсутствуют. Устанавливаются на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих. Норма соответствует требованиям нескольких десятков законодательных собраний регионов, направленным в Госдуму в начале 2000-х гг.
15. Право на дошкольное образование. Дошкольное образование общедоступно и бесплатно. Дошкольное образование общедоступно и бесплатно. Соответствует конституционной норме.
16. Размер компенсаций родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях Компенсация устанавливается: на первого ребенка – не менее 20%; на второго ребенка – 50%; на третьего ребенка – 70% родительской платы. Компенсация устанавливается: на первого ребенка – 40%; на второго ребенка – 70%; на третьего и последующих детей - 100% родительской платы. Более высокий уровень компенсаций в законопроекте ОДВ-КПРФ направлен на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей.
17. Компенсация затрат родителей на образование детей в негосударственных дошкольных учреждениях. Размер компенсации устанавливается регионами за счёт соответствующих бюджетов. Компенсация выплачивается в размере средних затрат в государственных (муниципальных) дошкольных учреждениях данного региона. Федеральный бюджет участвует в софинансировании по принципу 50:50. Норма проекта ОДВ-КПРФ направлена на стимулирование демографического роста, на снижение дефицитности региональных и местных бюджетов, на поддержку семей, детям которых не хватило мест в муниципальных дошкольных учреждениях, а также на поддержку негосударственных дошкольных учреждений. Эта норма соответствует закону, действовавшему до внесения изменений в декабре 2010 г.
18. Возможность конкурсного отбора в дошкольные образовательные учреждения и школы. В явном виде нормы отсутствуют. Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы на ступени начального и основного общего образования (за исключением учреждений, осуществляющих образование в области спорта или искусства) запрещается. Хотя, согласно действующей Конституции и Закону РФ «Об образовании», дошкольное и общее образование в России общедоступно и бесплатно, прямой запрет проводить конкурс в соответствующие учреждения отсутствует, а потому конкурсный отбор и разного рода тестирования приобрели широкое распространение. Законопроект ОДВ-КПРФ полностью исключает такую возможность, превращающую образование из «социального лифта» в средство ранней социальной сегрегации.
19. Право на общее (школьное) образование. Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно. Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно. Оба законопроекта расширяют права, предусмотренные Конституцией, где обязательным и бесплатным признается только основное общее образование.
20. Число детей в классе. Норма отсутствует. Не более 20. Сокращение числа детей в классе приведет к повышению качества школьного образования и позволит отказаться от массовых сокращений 200 тыс. школьных учителей, объявленных Минобрнауки неизбежными.
21. Гарантии сохранения сельской школы. Реорганизация возможна с учетом мнения органов местного самоуправления. Финансирование малокомплектной сельской школы осуществляется вне зависимости от количества учащихся; без согласия сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школы. По данным Минобрнауки, количество школ в России составляло:
1995-1996 – 68971;
2000-2001 – 67063;
2005-2006 – 61497;
2009-2010 – 51583;
2010-2011 – 48662.
Таким образом, во второй половине 1990-х гг. оно сократилось на 1908 школ, а в ХХI веке – на 18401. Это не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах.
22. Коммунальные льготы для сельских педагогов. Предусматривает сокращение коммунальных льгот, в т.ч. отказ в бесплатной аренде и (или) обслуживании жилплощади, а также 50% оплату коммунальных услуг вместо их бесплатного предоставления. Предусматривает сохранение в полном объеме коммунальных льгот, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживание жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией для сельских педагогов. Законопроект Минобрнауки понижает доходы и статус сельского педагога, и без того крайне низкие.
23. Обеспечение школьников учебной литературой. Осуществляется за счет региональных бюджетов. При этом Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники, учебные пособия, а также издательства, которым разрешено издавать учебную литературу. Осуществляется за счет региональных бюджетов при поддержке федерального бюджета; Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники и учебные пособия, но не издающие их организации. Отбор издательств, которым разрешено издавать учебную литературу, лишен всякого смысла и представляет собой явный шаг к монополизации рынка учебных изданий. Вследствие этого он создает условия для коррупции.
24. Итоговая аттестация в школе. Основная форма – ЕГЭ с использованием тестоподобных заданий с выбором ответа. Экзамены в традиционной форме с участием внешних экзаменаторов; желающие выпускники вправе сдать ЕГЭ; тестирование может применяться для текущего контроля знаний. По мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование «дрессировкой». Согласно опросам социологов, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов. (По данным всероссийского социологического опроса Фонда Общественное Мнение (июль 2008 г.), 54% опрошенных считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Среди людей с высшим образованием эту точку зрения поддержали 70%).
25. Начальное профессиональное образование (НПО). Как особый уровень образования отсутствует и заменяется либо профессиональным обучением (т.е. выработкой элементарных навыков профессиональной деятельности), либо подготовкой высококвалифицированных рабочих в рамках среднего профессионального образования. Сохраняется начальное профессиональное образование, как особый образовательный уровень, и учреждения НПО, которые этот уровень реализуют. Начальное профессиональное образование общедоступно и бесплатно. Следствия законопроекта Минобрнауки очевидны: большинство современных учащихся системы НПО не смогут получить среднего профессионального образования и вынуждены будут довольствоваться элементарными профессиональными навыками без повышения общеобразовательного уровня. Поэтому данное предложение вызвало бурю протестов. В настоящее время на руках у автора находятся письма протеста, подписанные десятками академиков, ассоциациями учреждений, организациями-работодателями, включая «Газпром» и угольные шахты, а также лично изобретателем автомата М. Калашниковым.
26. Право на среднее профессиональное образование (СПО). СПО общедоступно и бесплатно в случаях, когда число бюджетных мест совпадает с числом заявок. В иных случаях проводится конкурс. СПО общедоступно и бесплатно в случаях, когда число бюджетных мест совпадает с числом заявок. В иных случаях проводится конкурс. Конституция предусматривает общедоступность и бесплатность СПО.
27. Право на высшее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе. Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе. Оба законопроекта в этой части соответствуют Конституции РФ.
28. Льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Большинство существующих льгот ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот и инвалидов. Сохраняются существующие льготы, в т.ч. для детей-сирот и инвалидов. Минобрнауки предоставляется право устанавливать квоты для абитуриентов-льготников в МГУ и СПбГУ, а также в другие вузы по отдельным специальностям. Сохранение льгот при поступлении в вузы, в особенности для сирот и инвалидов, необходимо в целях уменьшения неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы. Это своеобразная привилегия во имя равенства. При этом следует иметь в виду, что, например, инвалиды составляют не более 1% студентов и не более 1,5% абитуриентов в России.
29. Соотношение бюджетного и внебюджетного высшего образования. За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 9% граждан в возрасте от 17 до 30 лет в расчёте на 10 тыс. населения. За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 260 студентов на 10 тыс. населения. В 1980 г. в расчете на 10 тыс. населения в СССР было 220 бюджетных студентов. В настоящее время, по разным данным, этот показатель составляет от 199 до 209 бюджетных студентов при общем их количестве около 530 на 10 тыс. населения. Очевидно, что для перехода к «обществу знаний» данный норматив должен быть повышен. Расчет численности студентов на 10 тыс. населения является международно признанным, тогда как расчет доли студентов от населения 17-30 лет представляет собой некоторую отечественную «инновацию». При этом, по предварительным расчётам, предложенный Минобрнауки норматив соответствует 259 студентам на 10 тыс. населения, т.е. по сути данная позиция в обоих проектах совпадает.
30. Основные виды высших учебных заведений. Колледж, институт, университет, исследовательский университет, федеральный университет. Особый статус имеют Московский и Санкт-Петербургский университеты. Институт, академия, университет, исследовательский университет, федеральный университет. МГУ и СПбГУ имеют особый статус. Поскольку в России не существует колледжей как вида высших учебных заведений, но функционируют сотни академий с филиалами, проект Минобрнауки предполагает для большинства высших учебных заведений либо понижение статуса, либо массовую принудительную «реструктуризацию» путём их искусственного присоединения к крупным университетам.
31. Отношение к Болонскому процессу и двухуровневой системе высшего образования. Принудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Сокращение для большинства студентов сроков обучения на один год, а количества занятий по профильным предметам - на 40%. Добровольность участия в Болонском процессе; право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» сохраняется за вузами, а траектории обучения – за студентами: после бакалавриата можно перейти на «специалитет» или в магистратуру, после «специалитета» - в магистратуру без дополнительного конкурса. Законопроект Минобрнауки для большинства студентов ограничивает доступ к высшему образованию второй ступени и приведет к понижению качества высшего образования.
32. Социальная стипендия учащихся профессиональных учебных заведений в государственных (муниципальных) учебных заведениях. Нормы отсутствуют. Соответствует прожиточному минимуму в Российской Федерации в целом. Имеет целью уменьшение неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы, а также повышение качества образования, поскольку студенты с низкими доходами при современном уровне стипендии не имеют возможности нормально учиться.
33. Расчетная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях. Нормы отсутствуют. Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума в Российской Федерации в целом. Соответствует уровню советского периода; в настоящее время стипендия составляет около 20% от прожиточного минимума.
34. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях. Нормы отсутствуют. Устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума в Российской Федерации в целом. В основном соответствует нормам советского периода; в настоящее время стипендия составляет около 7% от прожиточного минимума.
35. Академическая стипендия учащихся системы НПО в государственных (муниципальных) учебных заведениях. Нормы отсутствуют. Устанавливается на уровне 40% от прожиточного минимума в Российской Федерации в целом. В настоящее время стипендия составляет около 7% от прожиточного минимума; в советский период была установлена на уровне 80% от прожиточного минимума; показатель снижен с учетом того, что большинство учащихся системы НПО имеют право на социальную стипендию.
36. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях. Конкретные нормы отсутствуют. Организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 25 руб. в день в расчете на одного обучающегося. По данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% «школьных» болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела.
37. Финансирование питания в государственных (муниципальных) профессиональных учебных заведениях. За исключением детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нормы отсутствуют. Питание финансируется учредителем из расчета 3% от прожиточного минимума в соответствующем регионе. Норма проекта ОДВ-КПРФ направлена на сохранение здоровья, социальную поддержку и помогает обеспечить армию здоровыми призывниками.
38. Право граждан на дополнительное образование. Гарантии сформулированы в самом общем виде: «обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности». Гарантируется право граждан на дополнительное образование в течение всей жизни, в т.ч. для детей, студентов и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, – на бесплатной основе. В законопроекте Минобрнауки отсутствуют конкретные государственные гарантии поддержки дополнительного образования.
39. Статус учреждений и педагогов дополнительного образования. Конкретные нормы отсутствуют. Устанавливается равное положение работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий. Равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий. В настоящее время учреждения и педагоги дополнительного образования даже в рамках самой образовательной системы имеют наиболее низкий статус, уровень оплаты труда и социальные гарантии. Законопроект ОДВ-КПРФ направлен на выравнивание их статуса с другими образовательными учреждениями и педагогами.
40. Права общественных объединений просветительского характера. Нормы отсутствуют. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в части реализации ими дополнительных образовательных программ. Законопроект Минобрнауки фактически ставит вне закона деятельность просветительских организаций, включая Общество «Знание» России. Это приведет к дальнейшему падению образовательного уровня населения.
41. Государственная поддержка образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Гарантируется создание специальных образовательных условий, обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Гарантируется создание специальных образовательных условий, включая повышенные нормативы финансирования, финансовое, реабилитационное и кадровое обеспечение. В законопроекте Минобрнауки отсутствуют повышенные нормативы финансирования и другие финансовые и социальные гарантии.
42. Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях интернатного типа. В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения. В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения. Зафиксирована важная социальная гарантия с учетом практики расширения платных образовательных услуг в некоторых регионах, а также ФЗ № 83 от 08.05.2010, предполагающего дальнейшую коммерциализацию образования.
43. Развитие интегрированного (инклюзивного) образования. Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину. Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину. В обоих случаях норма соответствует интересам прав человека, международной практике и закрепляющим ее документам.
44. Образование в области искусства и спорта. Заполняет пробел в регулировании образования с раннего возраста до выхода в профессиональные спортсмены и деятели искусства, в т.ч. путем совмещения общеобразовательных и профессиональных программ. Заполняет пробел в регулировании образования с раннего возраста до выхода в профессиональные спортсмены и деятели искусства, в т.ч. путем совмещения общеобразовательных и профессиональных программ. В первой версии проекта Минобрнауки данные сюжеты были разработаны наиболее содержательно и конкретно. Разработчики проекта ОДВ-КПРФ благодарят за возможность использования наработанного материала.
* * *
Как видит читатель, из сорока четырёх выделенных позиций в двух законопроектах совпадают восемь. Во всех остальных случаях проект ОДВ-КПРФ по сравнению с проектом Минобрнауки значительно расширяет права человека в области образования, повышает уровень финансовой и социальной поддержки образовательной системы и всех участников образовательного процесса. Как нам представляется, законопроект Министерства предполагает консервацию современной образовательной политики, которая приводит к понижению интеллектуального и человеческого потенциала страны. Напротив, альтернативный законопроект предполагает действительную модернизацию образования, способную стать базой для научно-технического прорыва и движения России по направлению к «обществу знаний».
http://www.smolin.ru/odv/recommend/2011-01-12.htm
|